Для педагогов

Методическая копилка

 

Практическая консультация

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста,  как одно из условий приобретения первоначальных знаний о своей семье, родном крае, стране»

 

          В.В. Сухомлинский утверждал, что детство –  это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

       Патриотизм – высокое гражданское чувство и высокое слово, но в то же время очень простое и очень понятное, за которым стоит для каждого человека многое: любовь к родителям, своему дому, к какому – то уголку Земли, любовь к Родине.

      Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время

            Дошкольный возраст –важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей дошкольного возраста любви к родине,  является накопление ими  социального опыта жизни в своём городе, поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение  к миру его культуры. 

          Формирование любви к родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Как воспитать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, гражданской позиции к своей родине?

         1.Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Воспитывайте бережное отношение к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

         2.Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.

         3.Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

        4.Воспитывайте у ребенка уважительное бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.

         5.Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

       6.Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметит интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

     7.Любовь к родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

Как воспитать маленького патриота?

      Содержание патриотического воспитания дошкольников: 

       * приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. 

       * знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; 

      * проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое; 

      * организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

      Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма у дошкольников необходимы следующие педагогические условия:

     - эвристическая среда в дошкольном учреждении и в семье;

     - тесное сотрудничество воспитателей дошкольного учреждения с семьей;

     - профессиональная компетентность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.  

     Эвристическая среда  характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для воспитанников полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности. 

     Тесное сотрудничество воспитателей дошкольного образования с семьей  выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с детьми дошкольного возраста; обеспечении регулярного взаимодействия воспитанников, воспитателей дошкольного образования и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в учреждении дошкольного образования и семье развивающей предметно-пространственной среды. 

        Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма  предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач. 

       Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.

       Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

        Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

* Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

* Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

* Расширяйте собственный кругозор

* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

* Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

* Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

 

 

Список использованных источников

  1. Учебная программа  дошкольного  образования  /  Мин-во  образования Респ. Беларусь – Минск : НИО : Аверсэв, 2019. – 480 с. 
  2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь об организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в 2021/2022 учебном году
  3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 137 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования».
  4. Миханева, М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста/ М.Д. Миханева. – М.: АРКТИ,2005.
  5.   Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С.Выготский; под ред.В.В.Давыдова. – М.: Педагогика,1991. – 480с.
  6.   Алексансандрова,Е.Ю. Система патриотического воспитания ДОУ /Е.Ю.Александрова – Волгоград:Учитель, 2007.

          7 . Использовались материалы с сайтов:

  1. http://wiki.itorum.ru/2011/08/interaktivnyj-plakat-chto-eto/
  2. http://shcool-26.blogspot.com/2013/01/web-20.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая консультация

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста,  как одно из условий приобретения первоначальных знаний о своей семье, родном крае, стране»

 

          В.В. Сухомлинский утверждал, что детство –  это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

       Патриотизм – высокое гражданское чувство и высокое слово, но в то же время очень простое и очень понятное, за которым стоит для каждого человека многое: любовь к родителям, своему дому, к какому – то уголку Земли, любовь к Родине.

      Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время

            Дошкольный возраст –важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей дошкольного возраста любви к родине,  является накопление ими  социального опыта жизни в своём городе, поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение  к миру его культуры. 

          Формирование любви к родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Как воспитать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, гражданской позиции к своей родине?

         1.Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Воспитывайте бережное отношение к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

         2.Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.

         3.Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

        4.Воспитывайте у ребенка уважительное бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.

         5.Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

       6.Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметит интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

     7.Любовь к родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

Как воспитать маленького патриота?

      Содержание патриотического воспитания дошкольников: 

       * приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. 

       * знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; 

      * проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое; 

      * организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

      Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма у дошкольников необходимы следующие педагогические условия:

     - эвристическая среда в дошкольном учреждении и в семье;

     - тесное сотрудничество воспитателей дошкольного учреждения с семьей;

     - профессиональная компетентность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.  

     Эвристическая среда  характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для воспитанников полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности. 

     Тесное сотрудничество воспитателей дошкольного образования с семьей  выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с детьми дошкольного возраста; обеспечении регулярного взаимодействия воспитанников, воспитателей дошкольного образования и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в учреждении дошкольного образования и семье развивающей предметно-пространственной среды. 

        Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма  предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач. 

       Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.

       Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

        Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

* Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

* Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

* Расширяйте собственный кругозор

* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

* Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

* Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

 

 

Список использованных источников

  1. Учебная программа  дошкольного  образования  /  Мин-во  образования Респ. Беларусь – Минск : НИО : Аверсэв, 2019. – 480 с. 
  2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь об организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в 2021/2022 учебном году
  3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 137 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования».
  4. Миханева, М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста/ М.Д. Миханева. – М.: АРКТИ,2005.
  5.   Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С.Выготский; под ред.В.В.Давыдова. – М.: Педагогика,1991. – 480с.
  6.   Алексансандрова,Е.Ю. Система патриотического воспитания ДОУ /Е.Ю.Александрова – Волгоград:Учитель, 2007.

          7 . Использовались материалы с сайтов:

  1. http://wiki.itorum.ru/2011/08/interaktivnyj-plakat-chto-eto/
  2. http://shcool-26.blogspot.com/2013/01/web-20.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность

подробнее...
Методическая копилка